Музыка Планеты: Эстрада 1920-1950-х годов


Парижские мюзет-оркестры

Аккордеон - символ жанра мюзет

Невозможно говорить о французском аккордеоне без упоминания того жанра, который известен как своей славой, так и своей дурной репутацией: Мюзет. Одни французы его обожают, другие — презирают. Этот жанр для многих иностранцев является синонимом Парижа, концентрированным выражением «парижского образа жизни».

Слово «мюзет» (от старофранц. muse — дудка) происходит от названия инструмента, который олицетворяет традиционную французскую музыку. Его успех был настолько велик, что он дал название популярному танцу при дворе Людовика XIV и Людовика XV. Разновидность волынки, инструмент состоял из нескольких труб и мешка, наполнявшегося воздухом с сильным звуком, и приводился в движение левой рукой исполнителя.

Бал мюзет

«Бал мюзет». Это выражение вначале означало  бал, даваемый оркестром, включавшим, как минимум, одну волынку (мюзет), которая исполняла главную тему.

Хотя первые публичные парижские балы датируются началом XVIII века, но только в XIX веке они достигли такого развития, что проводились во всех предместьях Парижа.

Постепенно в ХХ веке мюзет (волынка) уступил свое место аккордеону.

Хотя балы мюзет имели большой успех в «Безумные годы» (1900-1914), но уже к концу Первой мировой войны жанр мюзет приобрел ту форму, в которой известен и поныне.

Появились новые танцы — вальс-мюзет, ява (жава), пасодобль, фокстрот.

Традиционные инструменты окончательно исчезли из состава оркестров. Традиционные танцы сменились современными ритмами. Мюзет стал отождествляться с музыкой цыган и манушей, гитары начали аккомпанировать аккордеону.

Появились аккордеонисты-виртуозы. Одними из самых известных были Жозеф Коломбо, Эмиль Каррара, Герино (цыган, которому аккомпанировал сам Джанго Рейнхард), Адольф Депранс, Винсент Марсо и др.

Yes, Sir, that's my baby / Да, сэр, это мой бэби , 1926 г., Fredo Gardoni Ensemble Musette

Amour de gitane / Цыганская любовь ,1928 г., Jean Vaissade

В течение 1930-х годов некоторые «монстры» начали давать свои первые балы: Гус Визёр, Тони Мурена, которые исполняли свинг и в дальнейшем сделали себе карьеру в джазе, и Медар Ферреро, музыкант, также весьма почитаемый как великий педагог.

Les yeux noirs / Очи черные, 1941 г., Emile Carrara

После 1945 года усилилось влияние американской культуры, появились новые инструменты: банджо, фортепиано, контрабас. Вальс стал эмблемой жанра мюзет. Это сделало музыку мюзет популярной, наполняющей новой радостью жизнь освобожденных французов.

В течение этого периода самые известные аккордеонисты получали громкие звания Принцев, Королей, Звезд…

Жё Привэ добился популярности, выражая свои чувства в мюзет «мануш», следуя по стопам Джанго Рейнхарда. Другие пытались возродить популярность аккордеона с помощью классической музыки. Среди них можно назвать Андре Астьера, Джо Росси и Марселя Аццола.

Fleur du Tyrol/ Цветок Тироля ,1954 г., Marcel Azzola

Reve d'accordeoniste / Мечта аккордеониста ,1955 г., Yvette Horner

1960-е годы, с их эволюциями и революциями, отмечены некоторым спадом популярности мюзета. Молодые отказывались от «мира отцов» и всего, что с ним связано. Мюзет также оказался в некотором забвении у молодежи, которая предпочитала Woodstock и Beatles. В течение почти 30 лет аккордеон рассматривался как нечто устаревшее. Такое отношение поддерживалось, в первую очередь, масс-медиа, которые предпочитают «шик», фасон, а не качество.

Minor swing/ Грустный свинг (fox), 1962 г., Jo Privat

В 1990-е годы широкое использование аккордеона рок-группами изменило отношение к этому инструменту. Одновременно появилось новое поколение аккордеонистов, более техничных и часто более музыкальных, которые снова «дают балы».

По материалам сайта Французский Аккордеон (перевод автора сайта)


В СССР были более всего известны два мюзет-оркестра — под руководством аккордеонистов Адольфа Депранса и Мориса Александера.

************************

Адольф Депранс

Adolphe Deprince (1901-1995)

Адольф Депранс (или Депрэнс, что более традиционно для русской транскрипции) родился в Бельгии в 1901 году. Сначала он играл на фортепиано, а затем добавил к нему аккордеон.

В кафе своего отца он дал свой первый концерт в возрасте 10 лет. Вплоть до службы в армии он объездил с концертами все города севера Франции.

В 1921 году был призван в армию, где играл на саксофоне в военном оркестре.

Окончив военную службу, предпринял гастрольное турне по большим ресторанам севера Франции.

В 1930 году его семья поселилась в Париже. Он открыл собственный ресторан Les cascades (затем переименованный в Balthazar) на Бульварах, где выступал с большим успехом. Он записывался на студиях Коламбия и Одеон.

Адольф Депранс

Депранс аккомпанировал Тино Росси, Этид Пиаф, Мари Дюба, Морису Шевалье, а также участвовал в съемках кинофильмов. Он ушел из жизни в 1995 году.

Оркестр п/у А. Депранса исполнял одни из самых любимых произведений советской публики - танго "Твоя песня чарует" и "Дождь идёт".

По материалам сайта Французский Аккордеон (перевод автора сайта)

************************

Записи оркестра п/у Адольфа Депранса

Feu follet / Призрачный огонь, 1945 г.

La Romanesca/ Романтичная песня

Laisse moi partir / Дай мне уйти (P. Manaut - P. Drucbert - R. Solry), поёт Adrien Adrius

Marinetta

Fleur de Paris / Цветок Парижа, 1947 г., поёт Jane Chacun

Lambeth Walk de Paris (Noel Gay - Douglas Furber/ L. Arthur Rose), 1938, поёт Jan Lambert


Морис Александер

Maurice Alexander (1902-1980)

Морис Александер родился в 1902 году.

В 1916 году он окончил обучение игре на аккордеоне у Фрера Шарля и Мишеля Пегури.

С 1921 года он начал свои выступления на концертных площадках Парижа, таких как «Малый Балкон» в Бастиль и «Са Газ» в Бельвилле.

Морис Александер и гонка Тур де Франс

Будучи человеком предприимчивым, он завоевал широкую известность в начале 1930-х гг., благодаря музыкальному сопровождению многочисленных гонок Тур де Франс, авиационных и велосипедных.

М. Александер записал огромное множество дисков сначала на студии Парлофон, а затем на студии Коламбия, с которой он сотрудничал вплоть до 1956 года.

Сочиненные М. Александером популярные мелодии и песенные композиции, исполняемые звездами эстрады и кино, становились лидерами продаж.

Морис Александер

В своих аранжировках М. Александер использовал как традиционные инструменты жанра мюзет (саксофон-альт, перекликавшийся с вокалом), так и трумпет, а иногда ксилофон, что придавало особый ретро-оттенок и шарм его интерпретациям, которые напоминали о народных гуляньях, деревенских балах ушедшей эпохи.

Не обладая высокой техничностью как аккордеонист, он добился популярности своей музыкальностью и очаровательной наивностью интерпретаций.

Оркестр п/у М. Александера исполнял любимые хиты советской публики - пасодобль "Рио-Рита" и песенку "Маленькая Мари ".

По материалам сайта (перевод автора сайта)

************************

Записи оркестра п/у Мориса Александера

C'est la Java/ Это Ява (J.Jekyll - M. Monnot - M.Hely), поёт Malloire

La Pergola / Навес

Ma ritournelle / Мой рефрен, 1942 г.

Padam, padam

C'est Rodriguez Fuentes / Это источники Родригеса

Une ètoile brillait / Блистающая звезда

Marlen


Copyright © 2006-2014 Elena_M. All rights reserved. Site Meter